Многовековые теории о человеческом росте и его связи с эволюцией заявляют о двух вещах: те, кто живут ближе к экватору, — узкие и длинные, а те, кто обитают ближе к полюсам, — широкие, низкие и, в целом, более крупные. Эти положения озвучены в правилах Аллена и Бергмана, которые были предложены в XIX веке.
Однако, согласно новому исследованию антропологов из Университета Теннесси (США), правила, возможно, не соответствуют действительности.
Исследователи утверждают, что длина конечностей у людей эволюционировала не только благодаря независимым факторам, таким как климат, а скорее, «конечности развивались вместе способом, о котором мы вряд ли знаем».
Правила Бергмана и Аллена описывают нормы размеров и длины конечностей у животных и людей. Биолог Карл Бергман предположил, что теплокровные создания, проживающие в холодном климате, — крупнее, а те, кто обитают в теплых областях, — мельче.
Джоэл Азаф Аллен считал, что в холодных регионах люди эволюционировали так, чтобы площадь открытой поверхности тела была минимальной. Для теплых регионов правило действует с точностью наоборот.
Исследователи из Теннесси рассматривали население четырех регионов — Черной Африки (к югу от пустыни Сахара), Северной Африки, средних широт Европы и Арктики. Ученые сравнили длину четырех костей — плечевой, лучевой, бедренной и большеберцовой — у 400 человек. Также научная команда измерила диаметр головы и таза.
Оказалось, что предплечье, нижняя часть ноги и общий размер тела соответствовали правилам Аллена и Бергмана, а кости руки и бедра — нет. Это говорило о том, что есть еще параметры, которые надо учитывать.
Кристин Савелл и ее коллеги обнаружили, что причиной отклонения от правил была генетическая корреляция между большеберцовой и лучевой костями, которые укорачиваются по мере повышения широты, и плечевой костью, которая, как следствие, тоже становится короче. Реакция большеберцовой и лучевой костей на естественный отбор и их генетические взаимоотношения с плечевой костью победили прямое влияние естественного отбора на плечевую кость.
«Для всех биологов и биоантропологов важно быть в курсе того, как разные измерения варьируются относительно друг друга», — говорит Савелл.
azertag.az