Торжественно отмечено 100-летие со дня рождения Кара Караева
5 февраля в Государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения выдающегося деятеля азербайджанской культуры, великого композитора, известного ученого-педагога и общественного деятеля, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, лауреата государственных премий СССР и Азербайджана, академика Кара Караева.
На мероприятии с участием официальных лиц государства и правительства, известных деятелей науки и культуры гости вначале ознакомились в фойе филармонии с фотовыставкой, повествующей о жизненном пути выдающегося композитора.
Отметив, что проведение в нашей стране цикла мероприятий, посвященных 100-летию гениального композитора, является историческим событием, заместитель премьер-министра, народный писатель Эльчин Эфендиев сказал: «Ровно десять лет назад в этот день, в этом зале мы провели 90-летие со дня рождения Кара Караева, я и тогда выступил с короткой речью о нем. Прошло десять лет, и в течение этих десяти лет великое творчество Кара Караева всегда было с нами, заставляло задуматься о смысле жизни, милосердии и жестокости, верности и лицемерии, преданности и измене. В то же время общечеловеческая суть его творчества, выходящего за пределы национальных и географических границ, поиск пути к сердцу и мыслям людей, независимо от расовой и религиозной принадлежности, как всегда, радовали нас и вселяли чувство гордости. Конечно, здесь все ясно: поколения сменяют друг друга, но Кара Караев является вечным современником всех поколений – так было вчера, так это сегодня, так будет и завтра».
Эльчин Эфендиев отметил, что на протяжении всей своей творческой деятельности Кара Караев обращался к отдельным классикам. Здесь мы, в первую очередь, вспоминаем Низами, так как тема Низами являлась краеугольным камнем творчества композитора - от «Осени», написанной для хора еще в молодые годы, до симфонической поэмы «Лейли и Меджнун», балета «Семь красавиц», музыки к фильму Низами. Гуманизм Низами, его поиски справедливости, даже его утопия, как видно, еще с молодости гармонировали с внутренним миром Кара Караева, как человека и мастера. Среди других выдающихся личностей, к которым он обращался, - Омар Хайям, Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега, Пушкин, Лермонтов, Франсиско Гойя, Мериме, Эдмон Ростан, Джалил Мамедкулизаде и другие.
Отметив, что творческая аура этих гениев, выдающихся литераторов, которые не признавали национальной, политической, общественной конъюнктуры, является родной аурой и для самого Кара Караева, народный писатель сказал: «Я напомнил о Сервантесе и, конечно, сразу же вспоминается музыка, написанная к знаменитому фильму Козинцева «Дон Кихот», и симфонические гравюры «Дон Кихот». Эти произведения словно являются видимым, живым и завершенным портретом Дон Кихота. Караев, словно соткав языком музыки ковер Дон Кихота, в лице этого рыцаря из Ламанчи раскрыл и показал самыми яркими красками до тонких штрихов человеческую комедию и трагедию, человеческое счастье и несчастье, реальность и абсурд. Как же надо прочувствовать трагическую романтику Дон Кихота, чтобы создать такой шедевр».
Напомнив также о темах Шекспира в творчестве Кара Караева, заместитель премьер-министра отметил, что вызывающие духовное смятение эмоции Гамлета, Отелло, Клеопатры, Генриха IV, чувства, наполненные чистотой, любовью и ревностью, предательством и местью, водоворот волнений, стремление к власти, поиски правды и борьба за справедливость выразились в музыке Караева на уровне, равном сложному и противоречивому внутреннему миру героев Шекспира.
«А теперь обратите внимание: где шекспировский мир средневековой Европы и где мир «Мертвецов» Джалила Мамедкулизаде. Однако музыка Кара Караева с высоким мастерством выражает и мир Шекспира, и мир Мирзы Джалила, потому что самой характерной чертой творчества композитора было единство восточной и западной культур. К слову, это качество – единство восточной и западной культур, иными словами, единство национальной и общечеловеческой культур, является одним из наиболее характерных художественно-эстетических свойств азербайджанской национальной музыки. Начавшаяся с Узеира Гаджибейли, эта творческая традиция, которую продолжили и развили Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Солтан Гаджибеков, Джовдет Гаджиев, последующие поколения наших композиторов, сегодня уже определяет эстетический облик нашей профессиональной музыкальной школы», - подчеркнул Эльчин Эфендиев.
Было отмечено, что «Третья симфония» Кара Караева обладает такой эмоциональной силой воздействия именно потому, что в ней прошедшая сквозь века ашугская музыка выражена с помощью художественно-эстетических средств классической музыки. С одной стороны, национальный колорит, а с другой стороны – общечеловеческое мировоззрение – именно это единство создало великое национально-общечеловеческое произведение на примере «Третьей симфонии». Караев даже в произведениях, созданных на другие темы , - балете «Тропою грома», «Вьетнамской сюите», «Албанской рапсодии» использовал национальную музыку народов, которым они посвящены.
Отметив, что не случайно так часто использует в выступлении слово «общечеловеческий», Эльчин Эфендиев рассказал о незабываемом общении с Кара Караевым в середине 1960-х годов. «В своей жизни я редко встречал столь начитанного, любящего книги, новую литературу человека, как Кара Караев. Он глубоко знал и классическую мировую литературу, и современную, то есть литературу ХХ века, в беседах часто ссылался на Фолкнера, Булгакова, Мандельштама, Назыма Хикмета, Ремарка и других. Особо отмечал Хемингуэя, высоко ценил Сабира и Мирзу Джалила. Его мировоззрение было очень широким и богатым. Мы часто соглашаемся с общеизвестным и справедливым мнением о том, что «великие творцы не умирают, они живут вечно». И в этом смысле Кара Караев счастлив как творец. Однако он был не только счастливым творцом, счастливым композитором, он был и счастливым педагогом. Он живет не только в своих произведениях, но и в музыке своих учеников, звучащей и в Азербайджане, и на многих мировых сценах, в концертных залах, и это, конечно, радует его душу», - сказал Эльчин Эфендиев.
Подчеркнув, что Кара Караев еще подростком учился основам азербайджанской народной музыки у Узеира Гаджибейли, а впоследствии обучался в классе Дмитрия Шостаковича, народный писатель отметил, что выпускники класса Караева передали и продолжают передавать последующим поколениям полученную от него творческую эстафету. Эта творческая эстафета, переходя из поколения в поколение, приобретает все больший общечеловеческий размах.
В заключение выступления заместитель премьер-министра выразил глубокую признательность Президенту Ильхаму Алиеву, подписавшему особое Распоряжение о 100-летии Кара Караева, достойно продолжив этим традиции, заложенные великим лидером Гейдаром Алиевым.
На юбилейной церемонии выступил Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под управлением заслуженного деятеля искусств, дирижера Эльшада Багирова. На концерте прозвучали Классическая сюита (в 4-х частях), Симфония номер 2, Концерт для скрипки и симфонического оркестра (в 3-х частях) и Симфония «Гойя» для симфонического оркестра и хора (в 3-х частях).
azertag.az